Святые и подвижники благочестия

Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы. Феодор Стратилат (греч. «полководец, главнокомандующий») был правителем Ираклии Понтийской в Малой Азии. При императоре Лицинии в 319 году он за исповедание веры во Христа принял мученическую смерть – после жестокого бичевания его распяли на кресте, а затем усекли мечом голову. Страдания Феодора были описаны его слугой Уаром.
Преподобные Фаддей и Герасим Луховские жили в ХVI веке и были учениками преподобного Тихона Луховского. Их имена вместе с именами двух других подвижников, преподобных Филарета и Фотия, сохранились в древнем синодике Тихоновой пустыни и на древней иконе преподобного Тихона. Мощи преподобных Герасима и Фаддея почивают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Иваново-Вознесенской епархии.
Дни празднования:
  • 20 июня (7 июня ст.ст)
Преподобный Тихон (в миру Тимофей) родился в первой половине ХV века в пределах литовского княжества. В одном из московских монастырей он принял монашеский постриг и отправился в пределы Костромского края. В 3-х верстах от города Луха, в местечке Копытово, преподобный начинает свою отшельническую жизнь. Вскоре на этом месте возникает Никольский мужской монастырь – впоследствии Тихонова пустынь.
Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Обученный отцом, мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве. Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий.
Дни празднования:
  • 3 февраля (21 января ст.ст)
Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых. В юном возрасте, тайно уйдя из родительского дома, блаженный Симон, принял на себя подвиг юродства во Христе. Он поселился в лесу около села Елнати. Жители села сообщили о нем местному священнику Иосифу и тот взял блаженного в свой дом. Зимою и летом святой ходил босой, в одной рубашке, претерпевая насмешки и унижения, нередко подвергался избиениям.
Преподобный Пахомий Нерехтский родился во Владимире в начале XIV века в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. Стремление к уединенному, отшельническому житию побудило его тайно покинуть монастырь и отправиться странствовать по Владимирской и Костромской земле в поисках удобного места для пустынножительства. Такое место он обрел близ Нерехты на берегу реки Солоницы, при впадении в нее речки Гридевки; издавна оно носило название Сыпаново.
Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце XIV века пришел в Галичский Успенский монастырь (именовавшийся тогда Никольским) и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева; тем самым наши благочестивые предки свидетельствовали свое почитание высокой духовной жизни преподобного. Многие труды приложил угодник Божий для благоустроения монастыря, для утверждения в нем правил подвижнической иноческой жизни. Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. По соседству с монастырем находились земли благочестивого галичского боярина Иоанна Овина. Желая воздвигнуть в обители новый храм вместо обветшавшего старого, в один из воскресных дней боярин пришел в монастырь, чтобы выбрать место для постройки церкви.
Преподобный Павел родился в Москве в 1317 году (эта дата считается традиционной, однако историки полагают, что рождение святого могло совершиться и позднее – в 30-х годах XIV столетия). Когда отец и мать решили женить своего сына, он тайно покинул родительский дом и ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где принял монашеский постриг. Пройдя все монастырские послушания, преподобный Павел решился на подвиг безмолвия и по благословению Радонежского игумена удалился вначале в пустынное место вблизи монастыря, а затем, спустя 15 лет – в северные леса. Придя на костромскую землю, святой поселился вначале вблизи основанной преподобным Авраамием Городецким Ризоположенской Великой пустыни, а затем перешел к другому монастырю преподобного Авраамия – Покровскому на берегу Чухломского озера. Через некоторое время угодник Божий удалился оттуда на небольшую речку Письму, где около 20 лет подвизался вместе с другим учеником святого Авраамия – преподобным Макарием Писемским.
1 2 3 4
Показать еще