Преподобный Иаков Костромской, Соловецкий, игумен
С ведений о раннем периоде жизни святого Иакова не сохранилось. Можно предположить, что будущий преподобный был родом из Новгорода. В житии митрополита Филиппа, игумена Соловецкого, Иаков назван его преданным учеником. При нем Иаков в 1563–1564 годах поступил в монастырь и практически сразу принял постриг, что противоречило обычной практике. Как правило, между приходом мирянина в монастырь и его пострижением проходил не один год. Для столь скорого пострига должны были быть веские основания, но они неизвестны.
Всего два года ученик и учитель подвизались вместе в Соловецкой обители. 25 июля 1566 года в Успенском соборе Московского Кремля бывший соловецкий игумен Филипп был поставлен в митрополита Московского и всея Руси.
В 1572–1573 годах отец Иаков был назначен игуменом Палеостровского монастыря. О деятельности его в этой обители сведений не сохранилось. Известно только о двух его поездках в Новгород, где он был принят новгородскими архиепископами Леонидом и Александром. По неизвестной причине спустя 7 лет прп. Иаков вновь вернулся на Соловки.
Весной 1581 года соловецкий игумен Варлаам оставил «за старостию» настоятельство в Соловецком монастыре. И 5 мая 1582 года прп. Иаков вступил в должность настоятеля Соловецкой обители.
Важнейшим делом для игумена Иакова на новом поприще стала забота о сохранении памяти его учителя, святителя Филиппа. Именно по его инициативе 8 августа 1591 года нетленные мощи митрополита Филиппа были положены под папертью Преображенского собора Соловецкой обители. Эту могилу святитель сам приготовил для себя в период игуменства. Святой Иаков положил начало церковному почитанию митрополита-мученика. При нем же началась и работа по сбору материалов для составления жития святителя. Предположительно, Иаков является автором службы на преставление митрополита Филиппа, которая совершается 9/22 января.
Особенное внимание игумен уделял монастырской библиотеке. За годы его настоятельства она пополнилась 94 книгами, написанными в обители «по повелению игумена Иакова», пожалованными царем Феодором Иоанновичем, подаренными богомольцами и приобретенными им самим. Кроме этого, 27 рукописей XV–XVI веков, принадлежавших Иакову, пополнили монастырскую библиотеку. На многих из них имеется личный экслибрис игумена Иакова, являющийся одним из первых в истории русской книжности.
Весной 1597 года по благословению Патриарха Иова и при содействии фактического правителя страны Бориса Феодоровича Годунова Иаков был назначен настоятелем Костромского Ипатьевского Троицкого монастыря.
При игумене Иакове в Ипатьевский монастырь поступали дары и драгоценные вклады от Годуновых. В их числе комплект дверей для трех порталов четверика Троицкого собора, выполненных в редчайшей технике золотой наводки по меди в Оружейной палате Московского Кремля по образцу храмовых дверей Благовещенского собора Московского Кремля. Представители рода Годуновых, в том числе царь Борис, особо покровительствовали Ипатиевскому монастырю, который, по преданию, был основан родоначальником этой династии татарским мурзой Четом, в крещении Захарией. В обители находилась родовая усыпальница Годуновых. Борис Феодорович Годунов активно способствовал превращению родовой обители в «Преименитую Лавру». Соответственно, к выбору настоятеля «своей» обители он подходил с особым тщанием. Борисом Годуновым в Ипатиевском монастыре была учреждена архимандрия, и первым архимандритом этой обители стал отец Иаков.
При архимандрите Иакове в Ипатьевском монастыре завершилось строительство каменных крепостных стен, начатое его предшественником – строителем Гурием (Ступишиным). Была возведена звонница высотой более 30 метров, строившаяся с 1601 по 1603 годы. Она считается одним из наиболее совершенных архитектурных сооружений монастыря.
После восшествия на престол в июне 1606 года царя Василия Иоанновича Шуйского архимандрит Иаков из-за близости к Годуновым попал в немилость и был отправлен на покой на место пострига – в Соловецкий монастырь. В Костроме Иаков прожил около 10 лет.
Сведений о том, сколько времени прожил архимандрит Иаков «на покое» в родном монастыре и когда он скончался, не сохранилось. Он был погребен под папертью Преображенского собора, в подготовленном им самим месте, «в подножии учителя своего святителя Филиппа».
Преподобному Иакову выпало на долю возглавить два крупнейших монастыря России – Соловецкий и Костромской Ипатьевский – в последние десятилетия XVI и в первые годы XVII века, в эпоху Великой Смуты, самозванцев и государственных нестроений, в то время, когда многие предавались унынию и страху, поддавались соблазну предательства из боязни быть гонимыми. Но даже в такое трудное и тревожное время преподобный Иаков умел созидать и строить. И это строительство – вещественное и духовное – было главным делом его жизни. Велики заслуги преподобного Иакова перед Русской Церковью, Русским государством, перед родной Соловецкой обителью и перед «Преименитой Лаврой» – Ипатьевским
монастырем. Игумен Иаков явился достойным последователем святых основателей и строителей Соловецких – преподобных Зосимы, Савватия, Германа, святителя Филиппа и основателей и строителей Ипатьевского монастыря.
Память отца Иакова почиталась в Соловецком монастыре вместе с другими подвижниками обители: он назван преподобным в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», входящем в рукопись Соловецкого патерика, в начале XIX века. Канонизацией преподобного Иакова можно считать включение его имени в Собор Новгородских святых
и в Собор Соловецких святых, учрежденных в 1993 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.