Преподобномученики Костромского Богоявленского монастыря
иеромонахи: Трифиллий, Макарий И Савватий, иеродиакон Афиноген,
монахи: Варлаам, Дионисий, Иов, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий
Кострома с ХVII века является одним из символов преодоления эпохи Смутного времени: именно здесь, в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря‚ 14 марта 1613 года юный боярин Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. Другой славной страницей костромской истории, относящейся к временам Великой смуты, стал подвиг насельников Богоявленской мужской обители, павших от рук польско-литовских интервентов и их пособников 30 декабря 1608 года.
Богоявленский монастырь, основанный в двадцатых годах ХV века преподобным Никитой Костромским – учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского – в пригороде Костромы, к началу XVII столетия был вполне благоустроен.
Осенью 1608 года войска сторонников Лжедмитрия II, именовавшегося в народе «тушинским вором» по местоположению его ставки в подмосковном селе Тушино, одержали победы над правительственными силами в сражениях у села Рахманцево (окрестности Москвы) и в Ростове. Как и жители других городов (Ярославля, Углича, Романова, Вологды, Галича), костромичи решили присягнуть на верность тушинскому вору» – видимо, надеясь тем спасти себя от разорения и гибели. Для этого в Тушино прибыло костромское посольство, состоявшее из дворян и посадских людей, во главе с архимандритом Ипатьевского монастыря Феодосием и игуменом Богоявленского монастыря Арсением. Но вскоре разгул насилия, которому подвергалось местное население со стороны интервентов и их ставленников, привел к народному восстанию: в конце 1608 года на борьбу с захватчиками поднялись Галич, Вологда, Тотьма‚ Нижний Новгород. Свергли новую власть и в Костроме; воевода-изменник князь Горбатый-Мосальский был пленен и казнен костромичами.
Для подавления восстания «тушинцы» направили карательные отряды. В поход выступили полковник Лисовский, ротмистры Стравинский и Ланцкоронский с двумя тысячами казаков и 608 наемниками. Земское ополчение, слабо организованное и плохо обученное, не могло противостоять профессиональным войскам. 28 декабря (ст. ст.) 1608 года интервенты захватили Кострому, но, покорив город, столкнулись с сопротивлением насельников Богоявленской обители. 30 декабря (ст. ст.) монастырь был взят силой и подвергнут разорению, его защитники пали мученической смертью.
Выдающийся костромской церковный историк и краевед И.В. Баженов (1855–1920) так описывал эти события: «Когда шайка тушинского самозванца требовала покорности своему атаману Лисовскому, и уже многие окрестные селения и монастыри, в том числе и Ипатьевский, сдались изменникам добровольно и тем спасли себя от разорения, верные царю Шуйскому иноки Богоявленской обители заперлись в ней и решились скорее лишиться многих сокровищ и имущества и пожертвовать самой жизнью, чем изменить своему долгу и присяге. Мученики верности, они все погибли от рук разбойников после того, как монастырь взят силой <…>. По избиении иноков злодеи расхитили имущество, как то: святые иконы, сосуды‚ ризы, книги и прочее; жалованные грамоты уничтожили».
В сохранившемся до наших дней Синодике Богоявленского монастыря (конец XVI – начало XVII века) содержится запись с перечислением жертв «тушинцев»: «Братия и слуги и служебники, христиане монастырские, избиенные от государевых изменников и от литовских людей (7)117 года: священноинока Трифилия, священноинока диакона Анфиногена, инока Варлаама, инока Дионисия, инока Иева, инока Иродиона, инока Симеона, инока Кирила‚ инока Максима, инока Иасафа, священноинока Макария, священноинока Саватия, ино[ка] Гурия. Слуги. Петра, Афанасия, Епифания. Служебницы. Василия, Иванна, Стефаниа, Никиту, Диомида».
Далее в Синодике записаны 34 погибших монастырских крестьянина с указанием восьми вотчин, из которых они происходили: Андреевская слобода, Шахово, Ильинское, Грудево, Подболотье, Кривушево, Апраксино, Закобякино.
Жертвами отряда «тушинцев», некоторое время бесчинствовавшего в Костроме, пали и насельники Крестовоздвиженского монастыря, располагавшегося в Костромском кремле – в том же Синодике имеется запись о поминовении убиенных «Воздвиженского монастыря архимандрита Геннадия, священноинока Антония» и девяти монахов.
Торжество интервентов оказалось недолгим. В феврале 1609 года новое восстание охватило Кострому; в Волге было утоплено немало дворян-изменников, поддержавших «тушинцев», а оставленный в городе отряд захватчиков укрылся в Ипатьевском монастыре, но вскоре был разбит русскими силами под командованием воеводы Давида Жеребцова.
Память убиенных при захвате Богоявленского монастыря ежегодно отмечалась в Богоявленской обители. Трапезный устав обители (первая половина ХVII века) указывал: «Декабря в 30 день понахида петь и литоргея служить собором по избиенных братии, и по слугах, и по служебницех, и по християнех монастырских, которые в лета 7117 году побиты от государевых изменников и от литвы. На братию корм, а имяна их писаны в большом сенодике».
Поминовение богоявленских преподобномучеников продолжалось после того, как в ХIХ столетии монастырь был преобразован в женский и получил наименование Богоявленско-Анастасииного. Эту традицию прервало лишь насильственное закрытие обители в эпоху новой смуты, уже века двадцатого…
Возрождение Богоявленско-Анастасииного монастыря, начавшееся в 1990 году, повлекло за собой и воссоздание древних традиций обители. 5 марта 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил список Собора Костромских святых, в котором содержатся и имена павших в Смутное время защитников Богоявленского монастыря. С того времени они почитаются как местночтимые святые Костромской земли.