Преподобномученик Игнатий (в миру Александр Александрович Лебедев) родился 28 мая 1884 года в городе Чухломе Костромской губернии в благочестивой семье Александра Константиновича и Марии Философовны Лебедевых. Мать его была дочерью секретаря земского суда, отец — секретарем съезда мировых судей города Чухломы. Александр Александрович окончил Солигалическое Духовное училище, Костромскую Духовную семинарию и в 1903 году поступил в Казанский ветеринарный институт. 

"/>

Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев)

Память 30 августа/12 сентября в Соборе Костромских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. новомучеников и исповедников земли Владимирской, в Соборах Московских и Зосимовских святых (Александров.)
Преподобномученик Игнатий (в миру Александр Александрович Лебедев) родился 28 мая 1884 года в городе Чухломе Костромской губернии в благочестивой семье Александра Константиновича и Марии Философовны Лебедевых. Мать его была дочерью секретаря земского суда, отец — секретарем съезда мировых судей города Чухломы. Александр Александрович окончил Солигалическое Духовное училище, Костромскую Духовную семинарию и в 1903 году поступил в Казанский ветеринарный институт.   

В этот период большое влияние на Александра оказало общение с преподобным Гавриилом Седмиезерным (Зыряновым, 1844–1915), который благословил Александра на иноческий путь. Так, в 1908-м году, после окончания Казанского ветеринарного института, А. А. Лебедев поступил послушником в Зосимову пустынь Владимирской губернии. В 1920 году рукоположён в сан иеромонаха Святейшим Патриархом Тихоном в Троицком храме Патриаршего подворья в Москве. После закрытия Зосимовой пустыни по благословению старца иеросхимонаха Алексия (Соловьёва) переехал в Москву и поселился в Высоко-Петровском монастыре, наместником которого был назначен в 1924 году с возведением в сан архимандрита. Прекрасный духовник и наставник, вокруг него собирались люди искавшие спасения души. «Приходя к о. Игнатию, они находили не судью и обличителя, они находили… идеальных самих себя, с мыслями о вечности, о Боге, с неуклонной тягой к небу и Христу».

Летом 1927 года батюшка решил устроить скит неподалеку от Высоко-Петровского монастыря для своих духовных чад и благословил его иконой Божией Матери «Знамение». В скиту должны были находить духовный приют все сестры, вступающие на иноческий путь. Скит располагался в чердачном помещении дома № 3 по Печатникову переулку (несколько месяцев назад этот дом как обветшавший был снесен). Первыми насельницами скита стали монахини Евфросиния, Евпраксия и Ксения, Олимпиада, Агафона, Сергия и Варсонофия. Монахиня Варсонофия (в мантии Игнатия) писала позже: «Многие чувствовали себя после пострига зернышками, попавшими в горсть милостивого отца; и зернышкам от этого так светло, тепло и радостно: почему они вдруг взяты от всех других? Они же такие, как и все, может быть, даже и хуже, но они взяты в любовную горсть… и им отрадно. Так созидался постепенно новый образ жизни, новый человек, инок».

Духовные чада отца Игнатия, тайные постриженицы его общины, сохранили свою общность вплоть до конца 70-х годов. Первой «хозяйкой» в Знаменском скиту была монахиня Евфросиния, в прошлом насельница московского Рождественского монастыря. В 1930 году она была арестована и выслана в г. Данилов. Отец Игнатий всегда очень внимательно относился к выбору имен для своих пострижеников. Поскольку монашество было тайным, «монастырь без стен и одежды», — как говорили о нем в Высоко-Петровском, — то таким особым покровом становилось для принявшего постриг новое имя. По мысли отца Игнатия, получив в постриге имя святого, новые иноки должны были подражать житию своего нового небесного покровителя. Новое имя не изменяло особенностей души каждой из сестер, напротив — каждая точно воскресала вновь в том исходном образе, который напечатлен был в ее душе Создателем всяческих. Батюшка говорил, что «сестры святы», святы потому, что избрали путь иной, особой иноческой жизни, принося во всесожжение Богу свою душу со всеми ее пожеланиями.7 Чаще тайные постриги принимали женщины, мужчины же, посвящая свою жизнь Богу, выходили на открытое служение, становились иеродиаконами и иеромонахами и вскоре подвергались гонениям — арестам, ссылкам, лагерям, казням… 


Чтобы научить сестер смирению, которое батюшка считал основой всей дальнейшей христианской жизни, он соединял сестер вместе, чтобы они учились истинно смиряться друг перед другом, а потом и нести в мир эту проповедь смирения. Особенные страдания доставляла старцу болезнь, которая поразила его вскоре после пострига – паркинсонизм, постепенно прогрессировавший, сковывавший движения батюшки и приведший к тому, что перед кончиной он был, по сути, прикован к своему одру. Когда ему было всего 46 лет, в 1929 году, болезнь столь усилилась, что батюшка попросил владыку Варфоломея исполнить его заветную мечту о постриге в схиму.

В схиме ему было наречено имя Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память святителя Игнатия Брянчанинова, любимого духовного писателя батюшки. Сам старец считал схиму «еще большим трудом по несению скорбей душ человеческих». Число его духовных чад достигло в это время почти 400 человек. Руководство Московской епархии, тесно связанное с руководством Патриархии, участвовало в маскировке тайного Высоко-Петровского монастыря. По всей вероятности, это делалось с ведома и одобрения самого митрополита Сергия (Страгородского), лично знакомого с еп. Варфоломеем. Так еп. Филипп (Гумилевский), управлявший в то время Московской епархией, несмотря на арест, скрыл от властей факт тайного пострига отца Игнатия в схиму, хотя именно он и благословил этот постриг (схиархимандрит Игнатий, будучи арестован в 1935 г., проходил по документам дела под своим именем в мантии — как архимандрит Агафон).

В начале 30-х годов схиархимандрит Игнатий и игумен Митрофан были духовниками московского духовенства. Неоднократно арестовывался. 8 июня 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило схиархимандрита Игнатия к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 16 октября он был отправлен в Саровский лагерь. В конце жизни отец Игнатий практически не мог самостоятельно двигаться, тяжко страдал от болезней, но не унывал и, как мог, утешал свою паству. Во время свидания с духовной дочерью он завещал своим духовным чадам: «Господа надо любить всем сердцем, Господь должен быть на первом месте, от веры не отрекаться». «Господь всех краше, всех слаще, всех дороже… » Цитата. За несколько дней до своей кончины на маленьком клочке бумаги о. Игнатий оставил завещание: «Мир дальним, мир ближним, мир всем любителям, сего мира носителем по мере сил старался быть я, к сему миру хочу отойти и этот мир оставляю вам…».

Преподобномученик Игнатий скончался 11 сентября 1938 года в исправительно-трудовой колонии близ города Алатырь Чувашской АССР. В настоящее время место его погребения неизвестно. В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил преподобномученика Игнатия к лику святых и включил его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских.


Молитвословия: Тропарь, гл. 6:
К миру Горнему отходя,/ святый Игнатие преподобне,/ исповедниче Христов,/ мир мног людем дальним и ближним/ оставил еси./ Сего ради чада твоя,/ иноцы и вси людие/ к памяти твоей,/ отче Игнатие, мучениче Христов,/ с любовию припадающе,/ молят молитвами твоими/ мир мног даровати Церкви/ и велию милость.
Кондак, гл.2: Веру Христову измлада возлюбив/ и в пустыню вселився,/ отче Игнатие преподобне,/ отец чадом многим соделался еси,/ таже Христа исповедав,/ за веру живот свой/ в темнице положил еси,/ в нейже чада твоя управляя,/ исповедниче и мучениче Христов,/ вещал еси:/ мир дальним, мир ближним.
Величание:Величаем тя,/ преподобномучениче Игнатие,/ и чтим подвиги и страдания твоя,/ яже за Христа\ претерпел еси.

Ин тропарь преподобномученику схиархимандриту Игнатию, глас 1
К миру горнему устремляясь,/ святый преподобномучениче Игнатие,/ мужественно в ризу страдальчества облеклся еси,/ мир бо ближним и дальним оставил еси,/ сего ради чада твоя, и иноцы,/ и вси людие к тебе с любовию усердно припадаем:/ моли Христа Бога спастися душам нашим

Ин кондaк преподобномученику схиархимандриту Игнатию, глaс 2
Послушaнием непрелeстным,/ служeнием любовию растворeнным,/ степeнью молитвы высокою,/ исповеданием веры твeрдым, украси тя Христос Бог,/ отче нaш претихий Игнатие

Дни празднования:
  • 12 сентября (30 августа ст.ст)