Преподобный Ферапонт Монзенский
Место и время рождения преподобного Ферапонта, звание и имена родителей остались неизвестны. Согласно житию святого, одно время он жил в Москве, но откуда пришел в первопрестольную, преподобный по своему смирению ничего не говорил. Только своему духовному отцу, преподобному Адриану Монзенскому, Ферапонт сообщил, что был пришельцем в царствующем граде Москве и жил близ дома Василия Блаженного, рядом с его тыном.
Пострижение в иночество преподобный Ферапонт принял около 1580 года в Крестовоздвиженском монастыре, располагавшемся на территории второго Костромского кремля, и затем подвизался в нем тринадцать с половиной лет. За свою подвижническую жизнь, за кротость и смирение он был любим и славим всеми. Преподобный служил образцом добродетели для иноков обители, подавая им пример великого воздержания, которым изнурял свое тело. К нему приходили граждане костромские, воеводы и все чины для принятия от него благословения. За свои великие подвиги и усердные молитвы преподобный Ферапонт получил благодатный дар провидеть и предсказывать будущее и творить чудеса.
Архимандрит Крестовоздвиженского монастыря относился к преподобному Ферапонту с особым уважением и почитал его святым. Но подвижник избегал славы человеческой. Он тайно оставил обитель летом 1595 года и переселился к устью реки Монзы при впадении ее в реку Кострому, в Благовещенский монастырь, в котором тогда жил строитель монастыря старец Адриан.
Накануне прибытия преподобного Ферапонта в Благовещенскую обитель преподобный Адриан, имевший намерение перенести обитель на иное, более удобное место, получил особое откровение. Ему явился незнакомый человек и сказал: «Старче! Не заботься об этом месте, другое назначено тебе для жительства. То место на берегу реки Монзы. Там явится святой человек. А узнаешь о месте том тогда, когда двое юношей исцелятся на нем от тяжких болезней». Действительно, вскоре в монастырь привезли двух больных отроков, отцы которых поведали о явлении им незнакомого старца, который указал на место исцеления их больных сыновей.
На вопросы страждущих отцов, кто он и какой обители, явившийся старец отвечал: «Я из Благовещенского монастыря с устья реки Монзы, живу в одной келии с Адрианом. Иду теперь в город Кострому. Туда послал меня старец Адриан нанять рабочих для перенесения монастыря в новое место».
Спустя немного времени после устройства обители на новом месте, пришел в него преподобный Ферапонт и просил строителя принять его в число братии. На исповеди преподобный Ферапонт поведал преподобному Адриану, кто он такой. Исповедь обнаружила великую святость преподобного Ферапонта. Преподобный Адриан припал к его стопам и воскликнул: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Как же ты, чистый, пришел за исцелением к недужному?» Преподобный Ферапонт сказал тогда Адриану: «Припомни, кого ты видел раньше на берегу реки Костромы, на месте, где хотел воздвигнуть монастырь. Тогда я сказал тебе: “Отец мне будешь и узнаешь имя мое”. Ныне это сбылось: ты отец мне и узнал имя мое. Спустя два с половиной года исполнится на мне воля Божия». Так угодник Божий прозрел и предсказал свою близкую кончину. Потом просил своего духовного отца не разглашать того, что узнал от него на исповеди.
Живя в пустынной Монзенской обители, преподобный Ферапонт каждый день с благословения духовного отца удалялся для молитвы в болотные дебри и лесные чащи.
В уединенной молитве и изнурении своего тела преподобный Ферапонт проводил свои дни, но и по ночам он предавался подвигам: усердно молился, переписывал божественные книги или читал жития святых.
Святой угодник не только был образом подвижничества для братий, но и защитником их от притеснителей. В то время нередко случалось, что служилые люди, дворяне обижали простой крестьянский люд и те монастыри, которые были незначительны. Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному Ферапонту. Он чудесно содействовал его устроению, защищал его от недоброжелателей и притеснителей. Наконец, он чудесно изыскивал средства для содержания бедного монастыря.
Два с половиной года прожил угодник Божий в Монзенском монастыре. Он непрестанно пребывал в молитве, в трудах и воздержании. Каждый день приходил в придел святителя Николая и плакал о душе своей, памятуя о часе смертном и Страшном суде.
Однажды он призвал в свою келью преподобного Адриана и братию и обратился к ним с прощальным словом. «Близок конец моей жизни, — сказал со слезами преподобный, — я отхожу от нее и предаю дух мой в руце Божии. Господь да сохранит вас и утвердит в любви Своей. Я же, хотя и отхожу телом, но не отступаю от вас духом своим, если между вами любовь будет». Но братия сомневались в близости кончины преподобного Ферапонта, так как подвижник всем казался бодрым и здоровым. Но когда они пришли в келью, то увидели, что святой почил. Великое благоухание распространилось по всей обители и даже за ее стены. Кончина преподобного Ферапонта последовала 12 декабря (ст. ст.) 1597 года. Исполняя предсмертную волю почившего угодника, преподобный Адриан дал испить ему крещенской воды. Тогда уста почившего сами отверзлись и лицо его просияло. Преподобный Ферапонт был погребен в храме во имя святителя Николая.
После своей блаженной кончины преподобный продолжает творить обильные чудеса. Многие больные, приходя к его гробу, получают исцеления по мере веры и усердия молитвы к преподобному. Обитель, в которой подвизался преподобный Ферапонт, не раз была спасена им от бед и скорбей, от нашествия литовских ратников, от нападения разбойников, от боярских притеснений. Святой угодник Божий помогал своей чудесной помощью особенно тем христианам, которые обнаруживали расположение к его обители.
Вскоре после своей смерти преподобный явился Адриану, предсказал великий голод в Русской земле и настоятельно попросил его хранить хлеб свой, «потому что многие будут питаться от монастыря сего». Действительно, по пророчеству святого старца в 1601 году настал страшный голод, продолжавшийся три года. Монзенский монастырь в это тяжелое время отпускал свой хлеб всем нуждающимся, и житницы монастыря, как и предсказывал преподобный, не оскудевали.
История первого обретения святых мощей преподобного Ферапонта имеет разное изложение в опубликованных источниках. По одной версии они были обретены нетленными впервые в 1607 году, по другой – в 1618 году. Мощи были оставлены под спудом в храме святителя Николая. Сохранилось описание монастырской часовни 1701 года: «Часовня чудотворца Ферапонта деревянна… в той часовне над гробом чудотворца гробница древянная, на гробнице плащаница шита золотом и сребром, на ней вышит образ чудотворца Ферапонта... образ преподобного отца Ферапонта стоящей…»
Известен еще один подвижник Благовещенской Монзенской обители – Феодосий-слепец. О его жизни до прихода в обитель сведений не сохранилось. В монастыре преподобный Феодосий превосходил всю братию во бдении, посте и трудолюбии. В последние годы жизни он ослеп и занимался лишь двумя делами – или молился, или молол жерновами муку. За свою благочестивую жизнь Феодосий удостоился видений преподобного Ферапонта и откровения о конце своей жизни. В ответ на просьбу слепца о прозрении тот сказал ему: «Сей свет – прелесть мира сего суетного, ты же слепотою своей избегнешь будущей тьмы». В другой раз преподобный Ферапонт предсказал ему грядущий голод в государстве Российском и наказал передать его слова старцу Адриану.
Спустя немного времени старец Феодосий преставился и был погребен близ гроба преподобного Ферапонта.
К сожалению, не выявлены сведения, где первоначально были погребены святые Адриан и Феодосий.
Неизвестно, как были обретены мощи всех трех святых преподобных Монзенских и перенесены в новый каменный храм, возведенный в 1798 году. Но есть четкое указание, что в начале XX века они пребывали в этом храме под спудом: мощи преподобного Ферапонта слева от прохода из трапезной в четверик, под алтарем Никольского придела; мощи преподобных Адриана и Феодосия справа от этого прохода, под алтарем Благовещенского придела.
Местная канонизация преподобных Ферапонта и Феодосия Монзенских, как и преподобного Адриана Монзенского, произошла в 30–40-х годах XVII века. Канонизация монзенских преподобных подтверждена включением их имен в Собор Костромских святых, празднование которого установлено в 1981 году.
В девяностых годах ХХ века Благовещенский храм был возвращен Костромской епархии в качестве приходского храма деревни Курилово Буйского района Костромской области.
При проведении ремонтных работ в Благовещенском храме в начале 1990-х годов были выявлены погребения преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия: деревянные долбленые колоды с мощами святых находились в местах, указанных в публикациях начала XX века, на глубине полутора метров. В настоящее время над местами погребений преподобных установлены металлические раки с иконами преподобных.
С 2005 года бывший Благовещенский Ферапонтов монастырь приписан, как и ранее в XVIII веке, в статусе подворья к Иаково-Железноборовскому монастырю. На его территории находится храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в стенах которого пребывают под спудом святые мощи преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских.
К сожалению, древних икон в храме не сохранилось, но несколько памятников костромской иконописи XVIII–XIX веков сохраняются в коллекциях музеев Костромской области. Они являются иконографическими образцами для написания икон современными изографами.