В статье особенно подчеркивается историческая роль Костромского кремля в шествии московского посольства. С XVII века и до первой половины XIX столетия все авторы, основываясь на составленном около 1630 года «Новом летописце», традиционно указывали, что утром 14 марта 1613 года московское посольство пришло в Костромской кремль, взяло в Успенском соборе чудотворную Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы и затем, неся с собой костромскую святыню, вместе с жителями города направилось в Ипатьевский монастырь, чтобы призвать Михаила Феодоровича на всероссийский престол. Однако во второй половине XIX века появилась совершенно необоснованная версия двух шествий: якобы посольство утром 14 марта из Селища шло по волжскому льду прямо в Ипатьевскую обитель, а костромичи с чудотворной иконой направились из кремля в монастырь отдельно, вторым шествием (крестным ходом). Более того, ныне эта версия, к сожалению, является общепринятой.
Излагая более достоверную историческую картину событий 14 марта 1613 года, владыка Ферапонт завершает свою новую статью словами:
«Сейчас, когда на наших глазах совершается восстановление Костромского кремля, нам требуется вместе с тем и воссоздание памяти о славных страницах истории кремля и его главной святыни, Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Не подлежит сомнению, что такое воссоздание должно основываться на всей совокупности имеющихся в нашем распоряжении исторических сведений».
С текстом статьи можно ознакомиться на сайте Костромского государственного университета.На рисунке: Шествие 14 марта 1613 года из Костромы в Ипатьевский монастырь. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича» (1673 год).
Материал подготовлен информационной службой Костромского кремля.