Костромской Кремль — исторический центр и архитектурная доминанта города — был построен в XV веке на берегу Волги. В 1934 году храмовый комплекс взорвали, а остатки кирпича передали для строительства льняного комбината.
Колокола для строящегося Богоявленского собора Костромского кремля отливали в Тутаеве. Когда в 34-м кремлевский ансамбль решили взорвать, предлогом для этого был именно колокольный звон, якобы мешавший жителям.
На новой колокольне планируется установить и куранты, которые будут исполнять мелодию «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Это самый последний уровень 64-метровой колокольни, куда забираться нужно по специальной лестнице. На смотровую же площадку можно будет доехать на лифте. Это единственное новшество. В остальном воссоздаваемый храмовый комплекс Костромского Кремля будет соответствовать историческому. И даже с противоположной стороны Волги самый узнаваемый вид Костромы — точь в точь как 100 лет назад. Если не считать скульптуры Ленина, установленной в 1928 году на романовскjv постаментt, на котором до революции планировался памятник династии.
«В 80-е и начале 90-х годов были созданы два общества возрождения Костромского Кремля. Собирались материалы, архивные документы, исторические фотографии. И в конце концов чудо свершилось», — рассказала краевед Ольга Куколевская.
На основе сохранившихся чертежей и обмеров, сделанных перед варварским уничтожением Костромского Кремля в 1934, и был разработан проект его восстановления. Два собора, несколько сохранившихся дореволюционных построек, парадные святые врата. Планируется создание музея истории Кремля. Средства на воссоздание пожертвовал Виктор Тырышкин. В прошлом военный, а сейчас предприниматель, который построил уже не один собор.
«Есть другие ценности, как мне кажется, помимо этой резанной бумаги. Есть моя страна, моя вера, мой народ. И это не территория, а моя земля и ваша земля. И украшать и защищать эту землю — наша обязанность», — считает предприниматель.
По словам митрополита Ферапонта, воссоздаваемый Кремль станет духовным, паломническим и просветительским центром Костромы.
«Эти два храма, плюс весь комплекс Костромского Кремля имеет значение и как архитектурный ансамбль для Костромы, и как святыня. В Успенский собор, как мы надеемся, после его восстановления, будет вновь перенесена Федоровская икона Божией Матери, как здесь она и пребывала в течении нескольких веков», — уверен митрополит.
Сейчас главная святыня Костромы хранится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Именно в честь этой иконы получали в православии отчества Федоровны супруги русских императоров. Новый Успенский собор, в которой ее планируется перенести, будет строится на прежнем месте. Здесь уже провели археологические работы, находки переданы в костромской музей-заповедник.
«Иконки различные, оклады икон, предметы быта церковные именно, фрагменты лампадки...», — перечисляет хранитель фондов археологии Костромского музея-заповедника Сергей Цветков.
Сергей Кабатов, заведующий лабораторией археолого-этнологических исследований КГУ: «Тот материал, который мы нашли на территории самого Успенского собора, он очень минимален. Потому что до начала того, как взрывать сам собор, несколько возов несколько дней, больше недели уходили в Ярославль».
В конце этого года планируется заложить фундамент нового Успенского собора. Его алтарь, как это и было до революции, будет обращен не на восток, как как обычно, а на север — в сторону, где в XIII веке был обретен образ Федоровской иконы Божией Матери.
Антон Николаев
Новости культуры