Богоявленский мужской (с 1863 года Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно, середина XV столетия); погребен он был в деревянной Богоявленской церкви созданной им обители. В 1559–1565 годах по благословению святителя Макария, митрополита Московского, в монастыре построили каменный Богоявленский собор. Тридцатого декабря 1608 года отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), возглавляемые Александром Лисовским, при захвате Костромы ворвались в Богоявленский монастырь, братия которого отказалась изменить данной царю Василию Шуйскому присяге. Тушинцы подвергли обитель разграблению, а ее насельников предали смерти. Имена тринадцати преподобномучеников Богоявленского монастыря, погибших от рук захватчиков и изменников, ныне почитаются в лике местночтимых святых. Осенью 1619 года, совершая благодарственное паломничество в Макариево-Унженский монастырь, Богоявленскую обитель посетили царь Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа.
Семнадцатый век стал для Богоявленского монастыря временем обширного каменного строительства: здесь были воздвигнуты Иоанно-Богословская и Трехсвятительская (впоследствии Сретенская) церкви, Никольский придел к Богоявленскому собору, звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, служебные здания. В 1642–1648 годах вокруг монастыря построили каменную ограду с шестью башнями; руководил работами настоятель монастыря игумен Герасим, управлявший обителью в 1644–1672 годах, опытный и высокообразованный пастырь. В 1667–1672 годах артель костромских изографов расписала Богоявленский собор «стенным письмом»; к тому же времени относится написание на стене угловой юго-западной монастырской башни Смоленской иконы-фрески Божией Матери, впоследствии прославившейся чудотворениями.
С началом XVIII столетия – эпохи петровских преобразований – Богоявленский монастырь постепенно стал приходить в упадок. Число насельников уменьшилось, практически прекратилось новое строительство; лишь в 1752–1760 годах в обители была воздвигнута одноглавая Никольская («Салтыковская») церковь с приделом во имя архистратига Михаила, построенная над местом погребения генерал-майора М.П. Салтыкова попечением его вдовы Е.М. Салтыковой.
Двенадцатого мая 1779 года в Костроме произошел опустошительный пожар, испепеливший большую часть города и причинивший немалый ущерб Богоявленскому монастырю. Но Смоленская икона-фреска на юго-западной башне монастырской ограды чудесным образом сохранилась неповрежденной в огне; с того времени началось ее почитание как одной из костромских святынь.
В 1814–1847 годах в стенах Богоявленской обители размещалась Костромская духовная семинария, ректорами которой являлись настоятели монастыря. В 1821–1824 годах монастырем и семинарией руководил преподобный архимандрит Макарий (Глухарев), прославившийся затем миссионерскими подвигами на Алтае. Его трудами юго-западная башня с чудотворной иконой-фреской была перестроена в церковь, посвященную Смоленской иконе Пресвятой Богородицы.
Шестого сентября 1847 года еще один пожар обратил Богоявленский монастырь в руины. В конце 1847 года он был закрыт, а его насельники – переведены в Богородицкую Игрицкую мужскую обитель под Костромой. Лишь в ноябре 1863 года Богоявленский монастырь решением Святейшего Синода был возрожден как женский и передан для жительства инокиням костромской Анастасииной Крестовоздвиженской женской обители; с того времени монастырь стали именовать Богоявленско-Анастасииным. Первой настоятельницей Богоявленско-Анастасииной обители являлась игумения Мария (Давыдова; 1822–1889), до того возглавлявшая Анастасиин Крестовоздвиженский монастырь.
Под руководством игумении Марии древняя обитель восстанавливалась и благоукрашалась. К Богоявленскому собору было пристроено обширное здание «нового собора» из красного кирпича; величественный храм, в котором собору XVI века отводилась роль алтаря, стал именоваться также Богоявленско-Анастасииным, в честь Богоявления (Крещения Господня) и во имя преподобномученицы Анастасии Римляныни, небесной покровительницы Анастасииного монастыря. В 1867 году в усыпальнице собора был устроен небольшой храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и святому великомученику Никите (небесному покровителю старца Никиты Костромского, основателя Богоявленской обители). В шестидесятых-восьмидесятых годах XIX века здания монастыря были полностью восстановлены или отстроены заново. К началу XX столетия Богоявленско-Анастасиин женский монастырь являлся центром церковного социального служения: здесь действовали училище для девиц из бедных семей, курсы сестер милосердия Красного Креста и первая в России монастырская лечебница для сельского населения.
В 1918 году монастырь был закрыт богоборческой властью, однако Богоявленско-Анастасиин собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. В 1918–1922 годах здесь служил диаконом будущий священномученик Василий Разумов, впоследствии священник, расстрелянный 21 сентября 1937 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В двадцатых-тридцатых годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и башни, разобрана Никольская («Салтыковская») церковь. Огромный ущерб собору причинил пожар в областном архиве 16 августа 1982 года.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 июля 1990 года. В марте 1991 года сюда из Свято-Успенской Пюхтицкой обители в Эстонии прибыли первые насельницы во главе с монахиней Иннокентией (Травиной), возведенной затем в сан игумении. Семнадцатого августа 1991 года состоялось освящение восстановленного Богоявленско-Анастасииного собора, ставшего кафедральным храмом Костромской епархии, а на следующий день под своды собора была торжественно перенесена главная святыня Костромской земли, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
В 1991 году начались богослужения в возобновленном Смоленском храме, где сохранилась написанная на стене чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери. В 2006 году был восстановлен храм в подклете собора; теперь его освящение состоялось во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя преподобного Никиты Костромского. В декабре 2003 года в кафедральном соборе были положены святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, местночтимого святого Костромской епархии, ученика и духовного друга преподобного Серафима Саровского. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария.
Святыни обители:
– чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
– чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
– святые мощи преподобного Никиты Костромского (местночтимого святого), почивающие под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора;
– святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского (местночтимого святого);
– крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
– складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).
Престольные и монастырские праздники (старый стиль / новый стиль):
– 30 декабря / 12 января – преподобномучеников Богоявленских (местное празднование);
– 6/19 января – Святое Богоявление, Крещение Господне;
– 21 января / 3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местное празднование);
– 23 января / 5 февраля – Собор святых Костромской митрополии;
– 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери;
– 18/31 мая – преподобного Макария Алтайского;
– 5/18 июля и 25 сентября / 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского;
– 28 июля / 10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;
– 15/28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местное празднование);
– 29 октября / 11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни.
Подробнее