ПРИВЕТСТВИЕ
Главы Православной Церкви Казахстана
Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
по случаю празднования 1700-летия страдания за Христа
великомученика Феодора Стратилата
и 275-летия учреждения Костромской епархии
ПРИВЕТСТВИЕ
Главы Православной Церкви Казахстана
Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
по случаю празднования 1700-летия страдания за Христа
великомученика Феодора Стратилата
и 275-летия учреждения Костромской епархии
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ферапонт!
Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры,
жители богохранимой Костромской земли!
Радость святой Пятидесятницы, когда весь православный мир торжествует о сошествии Животворящего Духа на апостолов и рождении Церкви Христовой, для древнего Костромского края усугубляется празднованием значимых исторических дат. В эти священные дни мы вспоминаем 1700-летие страдальческого подвига великомученика Феодора Стратилата – небесного покровителя города Костромы и 275-летие учреждения Костромской епархии.
Великомученик Феодор – один из самых известных святых ранней Церкви – засвидетельствовал свою крепкую веру и любовь ко Христу, отказавшись от земной славы и мужественно претерпев от языческих правителей самые изощренные пытки. Во дни земной жизни он творил чудеса, обращая идолопоклонников к познанию Истинного Бога, и по страдальческой кончине прославился как скорый помощник и заступник православных христиан. В честь великомученика Феодора Стратилата в святом крещении получил имя великий князь Ярослав Всеволодович, который в середине XIII столетия восстановил Кострому после неприятельского разорения и воздвиг в городе Феодоровский соборный храм. С этим святым связано явление в костромских пределах чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, которая от имени великомученика получила свое название – «Феодоровская». Осененная материнским покровом Царицы Небесной и ограждаемая заступлением великомученика Феодора Стратилата, Костромская земля заняла особое место в истории Русской Церкви и Отечества. Этот древний край по праву именуется «Северной Фиваидой», здесь просиял сонм святых угодников Божиих, в числе которых ученики игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского – преподобные Авраамий Чухломский и Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский и Никита Костромской, Макарий Писемский и Павел Обнорский. Многими подвигами прославились преподобные Макарий Желтоводский, Геннадий Любимоградский, Варнава Ветлужский, Паисий и Иаков Галические, Тихон Луховский и Григорий Пельшемский, Александр Вочский и Кирилл Новоезерский, Ферапонт, Адриан и Феодосии Монзенские. Уроженец солигаличской земли – святитель Иона стал первым митрополитом автокефальной, самостоятельной в своем управлении Русской Православной Церкви, а святой Митрофан – впоследствии епископ Воронежский – на протяжении семи лет был настоятелем Макариево-Унженского монастыря.
Учреждение в 1744 году Костромской епархии стало свидетельством исторического и духовного значения этого края и открыло новые горизонты церковной жизни. Первым костромским архипастырем был епископ Симон (Тодорский), прославленный в лике местночтимых святых Псковской епархии. Благодарную память оставили о себе многие костромские иерархи: епископ Сильвестр (Кулябка) – основатель Духовной семинарии, епископ Симон (Лагов) – духовный просветитель, за свою любовь к наукам именовавшийся современниками «вторым Ломоносовым», епископ Самуил (Запольский-Платонов) – знаток древних языков, архиепископ Платон (Фивейский) – выдающийся устроитель церковной жизни, епископ Александр (Кульчицкий) – ревностный миссионер, епископ Виссарион (Нечаев) – видный богослов и проповедник.
В годину безбожных гонений многие из служителей и верных чад Костромской епархии страданиями и мученической кончиной засвидетельствовали свое исповедание веры «даже до смерти» (Фил. 2:8). В сонме новомучеников и исповедников мы чтим архиепископа Димитрия (Добросердова) и архиепископа Никодима (Кроткова), иерея из села Сыпанова Василия Разумова, страдальцев за веру из града Солигалича – протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского, диакона Иоанна Касторского, мученика Иоанна Перебаскина и многих других мужественных воинов Христовых. Их молитвами свет Православия не угас на Костромской земле. Еще одним знамением милости Божией, явленной в те страшные времена, стало сохранение от поругания и уничтожения Феодоровского образа Царицы Небесной, который всегда пребывал в церковных стенах. В эпоху административных притеснений Церкви добрым примером для своей паствы служили костромские иерархи – такие, как епископ Арсений (Крылов), гласно обличавший неправоту атеизма, и мудрый старец-святитель архиепископ Кассиан (Ярославский), возглавлявший Костромскую епархию на протяжении четверти века.
Новейший период церковной истории для Костромской земли стал временем духовного возрождения – были воссозданы из руин святыни, построены новые храмы, затеплилась лампада молитвы в монашеских обителях, а главное – сотни тысяч людей узнали о красоте и величии родной, отеческой православной веры. Ныне мы видим плоды этих десятилетий – развиваются религиозно-образовательная и социально-благотворительная деятельность, работают духовно-просветительские и молодежные центры, созидаются и реставрируются храмы. Особый знак милости Божией видится в возрождении ансамбля Костромского кремля – духовного сердца города на Волге.
Более двадцати лет судил мне Господь нести архипастырские труды на этой древней земле. Ныне уделом моего церковного служения является Казахстан. Несмотря на географическую удаленность Северная Фиваида и Великая степь исторически имеют прочные духовные связи. Так, например, первый иерарх Туркестанской епархии, в состав которой входили земли современного Казахстана, архиепископ Софония (Сокольский) был одним из духовных наставников святителя Игнатия (Брянчанинова), а Преосвященный епископ Александр (Кульчицкий), до своего назначения на Костромскую кафедру в 1883 году, пять лет возглавлял Туркестанскую епархию, где прославился как просветитель, миротворец и благотворитель. В годы безбожных гонений Казахстан стал местом ссылки и мученической кончины для тысяч и тысяч архипастырей, клириков, монашествующих и мирян. Среди этих страдальцев за имя Христово было немало уроженцев Костромского края или тех, кто нес в Костромской епархии свое послушание. В их числе священномученики архиепископ Волоколамский Федор (Поздеевский), архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев), епископ Ивановский Борис (Воскобойников) и иные иерархи и священнослужители. Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан с 1929-1932 гг. отбывал ссылку в Казахстане. Благоговейно и с благодарностью вспоминая этих великих людей – подвижников, мучеников, исповедников – мы верим, что их труды и страдания приближали наступление времен духовного возрождения Церкви Христовой и в древнем Костромском крае, и в Республике Казахстан.
Вспоминая славные и трагические страницы истории Православия на Костромской земле, мы видим, как во все времена и эпохи непреложно исполняются слова Христа Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Сегодня нет гонений за веру, но каждому христианину требуется много любви и терпения, сил и мужества, чтобы ограждать самих себя, детей и внуков от тлетворного влияния грехов и пороков, которые владеют современным миром, чтобы жить в праведности и благочестии. Все это щедро дарит нам Господь, когда мы твердо храним в уме и сердце истины Православия, пребываем в спасительной ограде церковной, в общении с Богом через Таинства и молитвы.
В день празднования знаменательных дат слова благодарности должны прозвучать в адрес живых и почивших иерархов, пастырей, монашествующих и активных мирян, неленостно трудившихся в прежние времена и подвизающихся к прославлению имени Христова ныне. Будем помнить, что всякий юбилей – это, прежде всего, побудительный призыв задуматься о сделанном и предстоящем. Нива нашего служения поистине безгранична, и все совершенное – лишь небольшие шаги к духовному обновлению Отечества, лишь малая толика того, что еще нужно исполнить. Мы должны свидетельствовать дальним и ближним истину Христова Евангелия, с усердием и самоотдачей нести в мир правду Божию, делом и словом противостоять ложным ценностным системам современной секулярной среды.
Сердечно поздравляю православную паству Костромского края с юбилейным торжеством и произношу слова апостольского пожелания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16-18).
Предстательством Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, заступлением великомученика Феодора Стратилата, молитвами всех святых Костромской земли, новомучеников и исповедников Церкви Русской да будет со всеми нами «благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего» (2Ин.1:3).
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ