Мужской монастырь на горе Краснице вблизи города Галича возник не позднее второй половины XIV века и первоначально именовался Никольским; кто был основателем монастыря, точно не известно. Ктитором (попечителем) обители в первой четверти XV века являлся живший близ нее галичский боярин Иоанн Овин. Около 1425 года Иоанн Овин решил построить в монастыре новый храм вместо обветшавшего. При начале постройки ему явились два ангела в виде юношей; они принесли боярину икону Божией Матери и передали, что родители его супруги послали их с иконой и заповедали соорудить церковь во имя Пресвятой Богородицы и святителя Николая Мирликийского. Боярин пал ниц пред иконой, принял ее от ангелов и внес в обитель, тут же передав о случившемся игумену. Вскоре после этого Иоанн Овин воздвиг церковь, которую освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы, и поставил обретенную икону в храме; тогда же Никольская обитель была переименована в Успенский монастырь. Образ Царицы Небесной, переданный ангелами благочестивому боярину, впоследствии прославился чудотворениями и получил именование Овиновского. Традиционной датой явления Овиновской иконы считается 1425 год, однако современные исследователи полагают, что это могло случиться и ранее, в 1383 году.
В 1433 году великий московский князь Василий Васильевич Темный вел войну против своего родного дяди Юрия Дмитриевича Галичского и взял город Галич. Овиновская икона Богоматери была перенесена им в Москву и поставлена в соборной церкви, но чудесным образом в ту же ночь перенеслась обратно в Галич, в Успенский монастырь. Это прославило икону и стало причиной особого почитания ее верующими. Сам великий князь Василий Васильевич впоследствии, ведя военные действия под Галичем и памятуя о чуде, не причинил вреда монастырю.
Особую известность обители принесли многолетние труды подвизавшегося здесь преподобного Паисия Галичского. Сведений о происхождении и жизни святого до его прихода в Галич (около 1385 года) не сохранили даже древние списки жития преподобного. Поступив в монастырь, подвижник стал затем его игуменом и был возведен в сан архимандрита. В 1460 году, пережив эпоху кровавых междоусобиц московских и галичских князей, святой Паисий преставился ко Господу и был погребен в Успенской церкви обители. Уже в конце XV века монастырь, где подвизался преподобный, стал именоваться Успенским Паисиевым.
В сороковых годах XVII века в Паисиевой обители началось каменное строительство. В 1642–1646 годах на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор, несколькими годами позже – «теплая» (зимняя) Троицкая церковь. В монастыре находились могилы княжны Елены Владимировны Долгорукой и представителей старинных родов Лермонтовых и Мамаевых. До сего времени не вполне выяснена судьба чудотворной Овиновской иконы. Историки полагают, что образ, явленный Иоанну Овину, был утрачен в Смутное время или в пожарах XVII столетия, а взамен него в первой трети XVIII века была написана новая икона, поставленная в иконостасе Успенского собора; здесь же, в соборе, почивали и святые мощи преподобного Паисия. Однако чтимый Овиновский образ Богоматери, который в настоящее время хранится в монастыре, при обследовании санкт-петербургскими и московскими специалистами был датирован XIV–XV веками со следами поновлений и реставраций XVIII, XIX и XX веков.
В 1919 году Паисиев монастырь претерпел закрытие, хотя его церкви до начала тридцатых годов XX века продолжали действовать как приходские. Затем в Успенском соборе разместили инкубаторную станцию, а в Троицкой церкви – дровяной склад. Во второй половине XX века монастырские здания были заброшены, постепенно обращались в руины.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь был возрожден как женская обитель. В 1995 году археологические раскопки, проводившиеся на территории обители, дали удивительный результат. При исследовании покоившихся под спудом и не подвергавшихся в XX веке вскрытию святых мощей преподобного Паисия обнаружилось, что они сохранились не в теле и не в виде костных останков, а как отпечаток на грунте: с ясными очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные останки отсутствовали, за исключением небольшого фрагмента левого предплечья). Как указывалось в отчете археологической экспедиции, «естественнонаучного объяснения происхождению данного отпечатка найти практически невозможно, элемент чуда несомненен».
В июне 1997 года в возрожденном Успенском соборе Паисиева монастыря состоялось первое после многих десятилетий богослужение. В 2004 году из Введенского кафедрального собора города Галича в обитель был перенесен чтимый Овиновский образ Пресвятой Богородицы, и ныне пребывающий в Успенском монастырском соборе.
Святыни обители:
– святые мощи преподобного Паисия Галичского (почивают под спудом в Успенском соборе);
– чтимый список чудотворной Овиновской иконы Божией Матери;
– чудотворная икона Нерукотворенного Образа Спасителя, написанная безногим и безруким иконописцем Григорием Журавлевым (1858–1916) в Самарской губернии (почитается местно).
Престольные и монастырские праздники (старый стиль / новый стиль):
– День Святой Троицы;
– 9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;
– 23 мая / 5 июня – преподобного Паисия Галичского;
– 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Овиновской иконы Божией Матери;
– 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери. Чтимой иконы Нерукотворенного Образа Спасителя, написанной Григорием Журавлевым (местное празднование).
Подробнее