Основатель монастыря преподобный Макарий принадлежал к роду костромских бояр Писемских. Еще в молодости он ушел в обитель преподобного Сергия и был пострижен радонежским игуменом в монашество. Желая пустыннической жизни, преподобный Макарий по благословению аввы Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу речки Письмы (место его кельи находится в одном километре от основанной позднее обители и известно как «старая пустынь преподобного Макария»). Вскоре на Письму пришел другой ученик «игумена земли Русской» преподобный Павел Обнорский. Святые подвизались вместе два десятилетия; затем преподобный Павел ушел на реку Обнору, где впоследствии основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь, а преподобный Макарий и собравшиеся к нему сподвижники в конце XIV века положили начало новой обители, воздвигнув в ней деревянную церковь в честь Преображения Господня. Здесь, в монастыре, святой Макарий преставился ко Господу и был погребен (предположительно в конце первой четверти XV столетия).
Уже в XV веке обитель на Письме стали именовать «Макариевой пустынью». В середине XVI века монастырь утратил самостоятельность и был приписан к находившейся в нескольких десятках верст от него Павло-Обнорской обители. Вскоре после 1721 года монастырь на Письме был упразднен и обращен в приходскую церковь, стал погостом. В середине восьмидесятых годов XVIII века деревянная Преображенская церковь с приделом во имя преподобного Павла Обнорского, где покоились под спудом святые мощи основателя монастыря, сгорела – однако, как отмечали очевидцы, на гробнице писемского старца не оказалось не только горящего дерева и углей, но даже пепла; напротив, она была покрыта необыкновенной росой.
В 1786 году над местом погребения святого Макария построили новую деревянную Преображенскую церковь, а к 1821 году рядом с ней возвели каменную церковь в честь Преображения Господня с приделами во имя преподобных Макария Писемского и Павла Обнорского и во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. В 1907 году деревянная Преображенская церковь вновь сгорела и была возобновлена в 1909 году.
В ХХ веке богослужения на месте подвигов писемского старца продолжали совершаться, но в 1951 году местные власти прекратили доступ верующих к святым мощам преподобного Макария: входы в деревянную Преображенскую церковь и в ее подклет, где находилась гробница, были заколочены. Долгое время здесь не имелось постоянного священника, остававшаяся действующей каменная церковь неоднократно подвергалась угрозе закрытия. Лишь в 1971 году на Письму прибыл священник Михаил Беляев (впоследствии архимандрит Михаил; 1925–2009) – уроженец Буйского района, ветеран Великой Отечественной войны, в 1949–1956 годах по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в заключении в казахстанских и сибирских лагерях. Попечением отца Михаила богослужебная жизнь на погосте продолжилась, однако местные деревни постепенно исчезали, прихожан становилось все меньше и меньше.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель. Первого ноября 1998 года деревянная Преображенская церковь, закрытая в 1951 году и восстановленная сестрами обители, была освящена во имя преподобного Макария Писемского. Возродился и колодец близ храма, ископанный самим угодником Божиим. В 2000 году в монастыре была построена новая деревянная церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского и преподобной Ангелины Сербской. Духовником обители до самой своей кончины в 2009 году являлся прежний священник погоста, принявший монашество архимандрит Михаил (Беляев), а управляла монастырем игумения Ангелина (Травина; 1921–2016), в 2011 году принявшая постриг в великую схиму с именем Макария и ко времени своей кончины в 2016 году являвшаяся старейшей настоятельницей женской обители в Русской Православной Церкви.
Святыни обители:
– святые мощи преподобного Макария Писемского (почивают под спудом в деревянной Макариевской церкви);
– посох преподобного Макария;
– святой колодец преподобного Макария Писемского, по преданию ископанный самим угодником Божиим.
Престольные и монастырские праздники (старый стиль / новый стиль):
– 10/23 января – преподобных Макария Писемского и Павла Комельского (Обнорского);
– 9/22 июня – преподобного Макария Писемского (местное празднование);
– 1/14 июля, 30 июля / 12 августа и 10/23 декабря – преподобной Ангелины Сербской;
– 6/19 августа – Преображение Господне;
– 30 августа / 12 сентября и 23 ноября / 6 декабря – благоверного великого князя Александра Невского;
– 1/14 ноября – бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
Подробнее