Епископ Костромской и Галичский Симон II (Лагов)

На Костромской кафедре: 1769 – 1778 годы.


В миру Стефа́н Миха́йлович Лагов или Логовский, родился в 20-х годах XVIII столетия в посаде Лыткине, близ Вологды, в семье монастырского крестьянина.
Преосвященный Симон, в миру Стефан Лагов, происходил из семьи крестьянина Прилуцкого Вологодского монастыря. Воспитанием и образованием он был обязан Вологодскому епископу Амвросию (Юшкевичу), который в 1736 году взял его в архиерейский хор и, заметив блестящие способности юноши, поместил его в Новгородскую семинарию. В 1754 году Стефан Лагов уже был учителем Новгородской семинарии, в 1758 году – принял монашество. В 1759 году он в сане архимандрита совмещал ректорство в Новгородской семинарии с настоятельством в Антониевом монастыре. С 1761 года архимандрит Симон – настоятель Кирило-Белозерского монастыря, затем – Новоспасского монастыря в Москве. 6 сентября 1769 года совершилась его архиерейская хиротония во епископа Костромского и Галичского. Архиеп. Симон - сверстник и друг святителя Тихона Задонского.

Воспитанные в одной и той же семинарии, вместе в один день постриженные, долгое время служившие при Новгородской семинарии, они отличались многими сходными чертами характера. Так же, как и святитель Тихон, архиеп. Симон отличался незлобием и всепрощением, сам первый просил прощения у обидчика. Так же старался строгость наказания смягчить благостию, любил общаться с простыми и бедными людьми, являться к ним в рясе простого монаха, чтобы быть неузнанным, ходатайствовать за них перед властями, мирить ссорившихся и т. п. Память о нем, о его благости свято хранится на месте его служения. Несмотря на свои высокие качества, архиеп. Симон принужден был отдавать дань духу времени, требовавшему, чтобы наряду с губернским начальством все несли, как повинность, устройство обязательных, иногда очень дорогих торжеств.

Архиеп. Симон - выдающийся церковный проповедник. Проповедь для него была главным орудием борьбы с расколом, а послания к духовенству или ко всей пастве - любимой формой учительства. Он настойчиво вводил произношение проповедей священнослужителями в церкви. С целью приобретения навыка в этом деле он учредил методическое толкование катехизиса. В Костроме Преосвященный Симон оставил о себе добрую память. Приняв под свое попечение Костромскую Духовную семинарию, он долгое время сам исполнял в ней обязанности ректора, преподавал некоторые предметы – греческий и еврейский языки, пасхалию; окончательно утвердил разделение семинарии на классы – грамматики, риторики, философский, богословский; увеличил штат учителей и количество учеников, открыл при семинарии публичное толкование катехизиса. Для священнослужителей и паствы Преосвященный Симон составил особый катехизис, напечатанный и разосланный по епархии для чтения в храмах. В каждый воскресный и праздничный день владыка за богослужением обращался к молящимся с поучениями. 

При Преосвященном Симоне Успенский кафедральный собор г. Костромы был возобновлен после пожара 1773 года; попечением архипастыря при кафедральном соборе строились теплый Богоявленский храм, колокольня, дома и ограда. Скончался Преосвященный Симон в 1804 году в Рязани, в сане архиепископа.