Епископ Костромской и Галичский Филофей (Успенский)

На Костромской кафедре 1853 – 1857 годы.
Преосвященный Филофей (в миру Тимофей Григорьевич Успенский), сын пономаря, родился 15 (27) 1807 года в селе Закобякино Любимовского уезда Ярославской губернии. Образование получил в Ярославской семинарии и Московской Духовной академии, курс которой окончил в 1832 году со степенью магистра. Как лучший воспитанник, он был оставлен при академии в звании бакалавра церковной словесности. Тогда же был пострижен в монашество. С 1839 года – архимандрит, ординарный профессор и инспектор Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1842 году стал ректором Харьковской семинарии, а через два месяца – назначен ректором Вифанской семинарии; с 1847 года – ректор Московской Духовной семинарии. 3 декабря 1849 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В августе 1853 года был назначен епископом Костромским и Галичским. В 1857 году переведен на Тверскую кафедру, в 1861 году – возведен в сан архиепископа. В 1856 году, вместе с другими иерархами русской церкви, принимал участие в короновании императора Александра II и получил украшенную драгоценными камнями панагию.

С 1876 года – митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода. Скончался в Киеве в январе 1882 года. Умер 74-х лет от роду, вследствие потрясения при известии о страшном событии цареубийства 1 марта 1881 года. Похоронен в склепе Крестовоздвиженской церкви Ближних пещер Киево-Печерской Успенской лавры. Характеристика. По отзывам современников, Преосвященный Филофей был строгим аскетом. Архиепископ Платон (Фивейский) в 1876 году в частном письме так отзывался о нем: «Высокопреосвященнейший Филофей, как муж мудрый, безмолвие водит. Уста его редко раскрываются, и льются из них только слова мира, любви, утешения и благословения…»

Митрополит Филофей не был учёно-литературным деятелем, хотя бесспорно и был человеком высокого ума и широкого образования. Кроме немногих проповедей, нам известно только одно его печатное произведение, кратко, но точно и основательно изложенная магистерская диссертация, под заглавием: «О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианскою религиею» (Москва, 1832). Он не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить. Совершеннейший аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая его делом добровольного избрания и подвига. Это особенно видно было в его управлении Киево-Печерскою лаврою. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, он был доступен всем, искавшим его благословения или нуждавшимся в нём почему бы то ни было, и никогда не заставлял себя ждать, когда докладывали ему о приходе того или другого из желавших видеть его посетителей; при этом никогда не видно было раздражения или гнева на лице святителя, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Но всего выше была в нём его святая жизнь. Везде и всегда он жил келейною, уединенною жизнью, преимущественно сосредоточенною на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного усовершения.