6 января 2022

Митрополит Волоколамский Иларион: Необходимо сделать все для того, чтобы не было войны — ни мировой, ни локальной[Интервью]

2 января 2022 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это первый выпуск программы «Церковь и мир» в 2022 году, которую мы ведем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте! Поздравляю Вас с началом нового года!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, что бы Вы назвали главными приобретениями, главными событиями или потерями для страны и для Церкви в ушедшем 2021 году? Если бы Вы были среди журналистов на большой пресс-конференции с Владимиром Путиным, какой вопрос Вы бы задали президенту?

Митрополит Иларион: Главными потерями года я считаю людей, которые ушли в результате пандемии коронавируса. Мы потеряли много близких, дорогих для нас людей. Эта потеря невосполнима. Мы молимся обо всех, кто ушел в мир иной в прошедшем году, просим им у Бога милости и спасения души.

Если бы я участвовал в пресс-конференции, то, наверное, не стал бы задавать вопросов президенту, потому что их у меня нет. Но у меня иной раз возникают вопросы к нашим чиновникам, например, к тем, от которых зависит, допускать или не допускать священников в школы. Думаю, что мы до сих пор не приняли правильного решения относительно того, как преподавать в школе основы религиозной культуры. Конечно, сейчас в школьной программе есть такой предмет. Но, во-первых, он преподается в недостаточном объеме и в течение только одного года, а, во-вторых, к преподаванию в светской школе не допускают представителей религиозных традиций. Считаю это большим упущением.

Думаю, что не следует ограждать наших детей от влияния представителей традиционных религий, потому что если они не будут влиять на детей, те очень легко могут подпасть под влияние сект или деструктивных организаций.

Если говорить о юбилеях, то для Церкви главным юбилеем стало 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского, который мы торжественно отпраздновали, несмотря на пандемию. А для всей страны, думаю, значимой датой стало 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского — нашего великого писателя, которого знают во всем мире и произведения которого переведены на все языки, где есть письменность.

Е. Грачева: Владыка, буквально за несколько дней до Нового года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором был принят ряд резонансных решений. В частности, стало известно о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийской Православной Церкви из восьми африканских стран и создании Патриаршего экзархата Африки. Зачем нам нужен Патриарший экзархат в Африке? Не обвинят ли Русскую Православную Церковь в том, что она вторглась на чужую территорию?

Митрополит Иларион: Конечно, Русскую Православную Церковь будут обвинять те, кто не желают ни расширения Русской Православной Церкви, ни ее успехов, и которые уже на протяжении целого ряда лет борются против Русской Православной Церкви. Во главе этих сил стоит Константинопольский Патриархат, который принял беззаконные и антиканонические решения, касающиеся Украинской Церкви. Мы бы не стали входить в Африку, если бы не настойчивые просьбы африканского духовенства, которое обратилось к нам вскоре после того, как Патриарх Александрийский Феодор присоединился к расколу. Первое такое обращение было сделано два года назад. Мы терпеливо ждали. Мы изучали обращения клириков, которые подали нам прошения. Мы посылали различные сигналы Александрийскому Патриарху о том, что не хотели бы вступать на территорию Африки. Но когда наши предложения были отвергнуты, когда Александрийский Патриарх показал, что он не собирается менять свою позицию по Украине, что нам оставалось делать? Поэтому сейчас тех, кто пожелал к нам обратиться, мы приняли ­­— это 102 священнослужителя из восьми стран Африки.

Но помимо этих клириков есть и другие священнослужители из стран Африки, которые желают присоединиться к Русской Православной Церкви. И мы тоже будем их принимать.

Речь не идет ни о каком вторжении, как и о том, что мы как-либо хотели бы ослабить Александрийский Патриархат. Решение Синода Русской Православной Церкви дает возможность тем православным верующим африканских стран, кто не желает ассоциироваться с расколом, иметь общение с канонической Православной Церковью и получать от канонических священников Святое Причастие и другие Таинства.

Е. Грачева: Владыка, в конце года суд Оренбургской области приговорил к 21 году тюрьмы многодетного отца и священника Николая Стремского. Его признали виновным в насильственных действиях и прочих преступлениях против детей. Что Вы думаете по этому делу? Как Вы прокомментируете решение суда?

Митрополит Иларион: Это очень скорбное событие в жизни Оренбургской епархии. Я очень сожалею о том, что такие действия, очевидно, имели место.

Господь нам заповедал: «Не судите, да не судимы будите» (Мф. 7:1). И я не тот человек, который должен осуждать действия этого священника, потому что оценку его действиям уже дал гражданский суд, а каноническую, церковную оценку им даст Оренбургская епархия, которая подвергнет его церковному суду и, очевидно, лишит сана. Но вне зависимости от того, какова будет дальнейшая судьба этого человека, я хотел бы сказать, что если он совершил то, что инкриминирует ему суд, это тяжкое преступление, за которое он должен понести достойное наказание. При этом сам по себе этот факт не должен бросить тень на всю Церковь. Церковь состоит не из ангелов — в ней, в том числе среди священнослужителей, бывают люди, которые имеют различные пороки. В частности, насколько известно, у этого священника развилась тяга к алкоголю, а в состоянии алкогольного опьянения чего только не сделает человек...

Еще раз повторю: это печальное и трагическое событие, но мне бы очень не хотелось, чтобы его использовали враги Церкви для очернения самой Церкви, которая делает все для того, чтобы в ее рядах не появлялись такие. А если такие появляются, то она их подвергает соответствующему каноническому наказанию.

Е. Грачева: На 12 января назначены переговоры России, НАТО и США. Ранее российский МИД разместил в открытом доступе проекты договоров, которые предлагает Москва Вашингтону и НАТО о гарантиях безопасности. Государственный департамент США уже ответил, что ряд пунктов в этих проектах считает для себя неприемлемыми. А еще в декабре министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявлял, что хотел бы, чтобы Киев тоже в этих переговорах принимал участие. Как Вам кажется, нужно ли Украину привлекать к этим переговорам? Боитесь ли лично Вы войны в 2022 году?

Митрополит Иларион: Я лично боюсь войны. И считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы войны не было, — ни большой, ни маленькой, ни войны мировой, ни войны локальной.

Есть очень много сил, которые хотят втянуть нас в какую-нибудь войну, причем они есть не только за пределами нашей страны, но и внутри нее. Есть те, которым хочется бряцать оружием, которые говорят, мол, мы непобедимы, несокрушимы, мы дадим отпор любому врагу. Но давайте вспомним историю Первой мировой войны, в которую Россию втянули. Когда она начиналась, был огромный всплеск патриотических чувств, все думали, что это будет короткая победоносная война. А в результате оказалось, что она разрушила нашу страну. Причем не из-за каких-то военных недостатков, потому что Россия имела все шансы выиграть на военном поприще. Враги нашей страны оказались хитрее: они заслали к нам в пломбированном вагоне людей, которые стали разлагать ее изнутри. Понадобилось не более нескольких месяцев для того, чтобы Россия фактически проиграла войну, которую она имела все шансы выиграть, и распалась великая Российская империя. Я думаю, нам не следует повторять таких ошибок. Нужно сделать все необходимое и все возможное для того, чтобы накопившиеся сейчас международные противоречия были решены мирным путем, путем переговоров.

Е. Грачева: Владыка, в завершение хотелось бы попросить Вас прокомментировать слова Папы Римского Франциска, который заявил, что половые отношения вне брака не являются самым серьезным грехом — гораздо хуже гордость и ненависть. Согласны ли Вы с Папой Римским Франциском?

Митрополит Иларион: Мне совершенно не хочется ни полемизировать с Папой Римским, ни солидаризироваться с его словами — он делает свои высказывания в определенном контексте, и очень часто случается, что их из контекста вырывают.

Единственное, что я хотел бы сказать по сути вопроса, это то, что у Церкви есть определенное учение о браке, основанное на представлении о нем как пожизненном союзе мужчины и женщины. Церковь неслучайно предлагает своим чадам воздерживаться от полового общения до брака, потому что известно немало случаев, когда молодые люди вступали в отношения, потом заключали брак, но он оказывался непрочным, давал трещины и иной раз распадался. Необязательно единственной причиной распада брака являлось то, что он фактически начался до Таинства венчания, но одной из причин могла быть именно недостаточная ответственность и серьезность, с которой молодые люди отнеслись к своему брачному союзу.

Церковь не запрещает что-то, чтобы людей ограничить либо испортить им жизнь, сделать ее более трудной — она на основании многовекового опыта подсказывает людям, как им лучше поступать и от чего стоит воздерживаться. Как говорил святой апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Вот о чем напоминает Церковь людям любого возраста, молодым и пожилым: у человека есть ответственность перед собой, перед своими близкими. И если он хочет построить прочные отношения, которые сохранит на всю последующую жизнь, то к этим отношениям нужно относиться с максимальной ответственностью.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующих. Почему выбор, кому передавать ключи от рая, выпал на Петра, а не на апостола Павла?

Митрополит Иларион: На этот вопрос может ответить только Сам Христос. Но мы знаем из Священного Писания, что апостол Павел примкнул к христианской общине уже после Воскресения Иисуса Христа. И он не был свидетелем событий, описанных в Евангелии. О его обращении мы узнаём из книги Деяний апостольских. Один из 12 апостолов, которых избрал Христос, оказался предателем. И на место этого апостола после Воскресения Христова был избран человек по имени Матфий. Его имя в книге Деяний апостольских упоминается в связи с этим событием, но больше в этой книге о нем ничего не говорится, в отличие от апостола Павла, о котором рассказывается, как ему на пути в Дамаск явился Христос, как он из гонителя Церкви в одночасье превратился в ревностного апостола. И на иконах 12 апостолов мы всегда видим не Матфия, а Павла рядом с Петром.

Богу было угодно избрать Павла как апостола язычников, как человека, который оставил для всех нас свои послания, духовно-нравственные поучения. Но это избрание произошло уже после того, как Он воскрес из мертвых.

Вопрос: Смущает факт, что сегодня иерархи и священники порой высказывают в публичном поле свою позицию по не имеющим прямое отношение к Церкви темам, например, общественным или политическим. На мой взгляд, главными темами их публичных выступлений все же должны быть вопросы нравственности и духовной жизни в Православной Церкви, наставления верующим. 

Митрополит Иларион: Мы не должны забывать о том, что Русская Православная Церковь — это не только Церковь России, но это и Церковь Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, республик Прибалтики и так далее. Все эти страны перечислены в Уставе Русской Православной Церкви.

Мы, священнослужители, высказываем свою позицию по актуальной повестке дня в тех случаях, когда эти вопросы затрагивают интересы Церкви (а так происходит очень часто), а также в ответ на просьбы прокомментировать соответствующее событие. И хотя мы вовсе не являемся и не должны быть политическими обозревателями, мы не можем и полностью исключить политические темы из наших ответов, поскольку людей интересует мнение Церкви.

Когда создавалась передача «Церковь и мир», которую я веду уже тринадцатый год, ее идея как раз заключалась в том, что человек, который представляет Церковь, дает комментарии на вопросы, не обязательно связанные с церковной жизнью — он может излагать церковный взгляд на вопросы, в том числе касающиеся политики. Для того, чтобы отвечать на чисто церковные вопросы, у нас есть такие ресурсы, как телеканал «Спас», радио «Вера», радио «Радонеж», интернет-портал «Иисус», другие интернет-ресурсы; мы ведем работу и в социальных сетях. Но когда на новостном канале «Россия 24» выходит передача, которую ведет представитель Церкви, ожидается не то, что он просто будет вести проповедь, а что он будет комментировать новостную повестку, которая озвучивается в новостных сводках.

Вопрос: Владыка, в одной из передач Вы упомянули Емельяна Ярославского, назвав его воинствующим безбожником. С Вашим утверждением трудно не согласиться, но тем печальнее тот факт, что сегодня центральная площадь Челябинска носит его имя. Она расположена перед Театром оперы и балета имени М. Глинки, который был построен на месте снесенного в 1937 году Христорождественского собора. По иронии историческое название площади — Соборная. Как считаете, нужно ли возвратить ей историческое название?

Митрополит Иларион: Конечно, я считаю, что нужно возвратить историческое название площади. То, что в Челябинске площадь носит имя воинствующего безбожника, который внес очень большой вклад в дело разрушения Церкви, в кампанию против Церкви ­— это позор нашего времени. Так же, как я думаю, позором нашего времени является то, что до сих пор в нашем Отечестве многие улицы и площади носят имена революционеров и террористов. Мы прилагаем большие усилия, чтобы бороться с терроризмом. Мы воспитываем нашу молодежь в духе сопротивления террористической идеологии, но при этом продолжаем невольно героизировать террористов прошлого, которые пришли к власти на террористических актах, и уже будучи у власти оправдывали и осуществляли террор.

Вопрос: Дорогой митрополит Иларион, я по телевизору видел, как один священник из Италии рассказал, что Санта Клауса не существует. Владыка, а Дедушка Мороз существует?

Митрополит Иларион: Думаю, что если Дедушка Мороз к тебе приходит и приносит подарки на Новый год, то это значит, что он, конечно, существует. Более того, думаю, что и Санта Клаус существует. Только Санта Клаус — это не кто иной, как святитель Николай. Этот святой помогает и взрослым, и детям, и он всегда отвечает на молитвы. Если ты будешь молиться святителю Николаю и о чем-то его просить, то он непременно откликнется на твои молитвы. И его присутствие в твоей жизни со временем станет гораздо более значимым и важным, чем присутствие Деда Мороза.

Я хотел бы завершить эту передачу словами из первого послания апостола Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1).

Поздравляю с Новым годом всех наших телезрителей — и взрослых, и детей! Пусть этот год будет для всех нас счастливым и благодатным! Храни вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Главные события:
Вас может заинтересовать: