29 Ноября 2021

Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего. Библейские встречи: опыт организации и проведения[Статья]

Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. О том, какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, говорится в статье, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» (№ 11, 2021PDF-версия).

«Общение» — слово из Нового Завета

Евангельские встречи в московском храме Ризоположения в Леонове проходят уже больше восьми лет. Существует несколько групп, которые занимаются по разным дням и отличаются принципами ведения. Как объясняет настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский, трое из шести священников прихода — сам отец Андрей, протоиерей Александр Тимофеев и иерей Анд­рей Выдрин — преподают на кафедре биб­леистики Московской духовной академии, поэтому есть потенциал для разнообразных Библейских встреч. Кто-то из священников ведет занятия по Ветхому Завету, кто-то — по Новому.

— В понедельник и в среду у нас проходят встречи лекционно-семинарского характера: ведущий читает на определенную тему доклад, а затем собравшиеся задают вопросы, — рассказывает отец Андрей. — Мы зовем всех, но, как правило, приходят люди от сорока и старше. И, кстати, не только наши прихожане, но также верующие из других храмов. А вот в пятницу у нас идут занятия в ином формате. Это уже не лекция, а беседа, в которой все присутствующие принимают участие, каждый может высказаться. И на эти встречи приходят в основном молодые люди.

Обычно мы берем для обсуждения главу из Евангелия, которая будет читаться на ближайшем богослужении. При этом мы можем далеко уходить в сторону от евангельского текста в своих рассуждениях. Но это дает возможность понять: а как в нашей жизни отражается эта евангельская мысль? Пусть мы не всегда последовательны в своих высказываниях, пусть у нас бывает в огороде — бузина, а в Киеве — дядька, но это создает необходимую живость и превращает занятие в общение. А «общение» — это как раз новозаветное слово, обозначающее единство христиан, когда они собираются вместе, молятся, разделяют свою веру, общаются друг с другом.

Отец Андрей пятнадцать лет преподает Новый Завет в Московской духовной академии и в Сретенской семинарии (ныне академии), и, как он сам признается, его сложно удивить новыми трактовками евангельских сюжетов, но вот его прихожанам нет-нет да и удается в этом смысле порадовать своего настоятеля.

— Нам было принципиально важно, чтобы в этой группе все собравшиеся не только слушали, но и активно высказывались и задавали вопросы. Я как преподаватель знаю: качество моей работы проверяется тем, насколько студенты могут не только грамотно, развернуто отвечать, но и формулировать вопросы. По ним ты понимаешь, насколько ребята усвоили новый материал, услышали ли они то, что ты хотел до них донести, и вообще, в правильном ли направлении идет обучение. Хочу сказать, что за годы занятий те, кто постоянно ходит на наши Евангельские встречи, весьма продвинулись в восприятии новозаветных текстов. Некоторые взялись изучать греческий и еврейский языки, чтобы лучше понимать Священное Писание.

В формате диалога

Первую Евангельскую группу отец Андрей Рахновский создал, еще служа в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве. Вспоминает, что инициатива исходила не от него. Однажды к нему подошли две девушки и сообщили, что они хотят собираться молодежным кругом и изучать Священное Писание. Сначала приходили три-четыре человека, а затем до полсотни стали собираться. Получилось уже мощное учебное объединение. Когда отца Андрея направили служить в Леоново, он не стал переводить за собой эту группу.

— Зачем уводить людей из прихода? Это уже вовсе не созидательная деятельность. И потом, для меня как для настоятеля делом чести было с нуля создать что-то подобное на новом приходе. Начиналось все туго — поначалу приходило не больше шести человек, и так в течение нескольких лет. Но мы продолжали давать объявления на всевозможных приходских ресурсах, я постоянно напоминал о наших Евангельских беседах во время проповеди. И потихоньку мы стали прирастать людьми. Но эти встречи до сих пор «пульсирующего» характера: то пять человек на занятии, то человек тридцать набьется, что еле помещаемся в комнате, и кому-то приходится стоять у стенки.

Когда отец Андрей со своими прихожанами пробовали организовать самые первые Евангельские встречи, у них не было на примете никаких особых методик, как именно их надо проводить. Кто-то им посоветовал прочитать отрывок Писания, потом посидеть в тишине и подумать всем вместе. Попробовали. Не пошло. Почувствовали в этом какую-то искусственность. Потому предпочли более естественный формат: прочитали, обсудили.

— Я считаю, что какие-то методики для таких бесед не стоит выдумывать. Формат диалога, когда удается своими вопросами навести слушателя на правильные ответы, — это уже очень хорошо. Больше зависит от того, захочет ли человек сам ежедневно изучать Писание. Евангелие требует ежедневного чтения и размышления, чтобы проникнуться его духом. И об этом говорится в утренних молитвах: «...отверзи моя уста поучатися словесем Твоим». Это про чтение Евангелия сказано. Как и в вечерних молитвах: «...просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего». То есть утреннее и вечернее молитвенное правило предполагают, что мы в течение дня читали Писание. Тогда мы привносим в свою жизнь живую связь между молитвой и Евангелием. Потому что молитва — это наше обращение к Богу, а Евангелие — Божие слово к нам. И когда человек находится в таком вот процессе общения с Господом, действительно ум его меняется, и он о многих вещах начинает уже рассуждать в свете своей православной веры. Но бывает и так, что не все воцерковляются через чтение Писания. Люди приходят к нам на Евангельские встречи, а в храме они не появляются. Для меня это загадка, как такое может быть.

Тот самый Эраст из Коринфа

Размышляя о том, насколько нам, современным людям, опираясь на огромный корпус того, что уже изучено и истолковано, легче вникать в тексты Священного Писания, отец Андрей делится поразившим его фактом:

— Вот ты изучаешь современные исследования по библеистике, которые привлекают лингвистику, археологию, историю и очень обос­нованно приходят к каким-то выводам. И вдруг ты читаешь святого отца, который сказал то же самое, но много веков назад и дошел до этого не за счет больших знаний, а благодаря духовной просвещенности и близости к той культуре. Это не значит, что труды современных ученых бесполезны. Это значит, что мы теперь можем слова святых отцов для людей сомневающихся подкрепить объективными знаниями и показать, почему древние подвижники были правы. Мы, к примеру, читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам о некоем Эрасте (Рим. 16:23), городском казнохранителе (казначее). Мы верим Павлу, что такая личность была, раз он ему передает привет, что это был благочестивый христианин. Но когда археологи во время расчистки каменного мощения городского театра в Коринфе находят часть плиты с надписью, что это мощение уложил Эраст на собственные средства, мы радуемся: как здорово, что в ХХ веке нашли эту плиту Эраста. Мы верим сказанному в Писании, но теперь у нас есть этому еще и археологическое подтверждение.

Как же нам воспользоваться сегодняшними знаниями, чтобы как можно глубже проникнуть в евангельский текст? Протоиерей Андрей Рахновский напоминает о правиле первого, второго, третьего лица, которое может помочь в толковании Писания.

— Известно грамматическое распределение по лицам: первое лицо — я, мы; второе — ты, вы; третье лицо — он, она, оно, они. Как этот принцип применять в трактовке новозаветного текста? Начинаем с третьего лица: мы исследуем, как слова Христа могли звучать для людей того времени, для третьих лиц. Дальше переходим к первому лицу: разбираемся, что эти слова могут значить для меня и для моих современников, какой новый смысл эти тексты могут обрести и как могут помочь переосмыслить те явления, которые мы переживаем в нашей жизни. И потом идет переход ко второму лицу. Пытаемся понять, как знания о той эпохе могут претворяться в моей жизни, что я могу сказать об этом другим.

«...где двое или трое собраны во имя Мое»

Священник Антоний Лакирев, клирик Тихвинского храма в Троицке — наукограде в Новой Москве, уже больше тридцати лет ведет Евангельские группы. Застал еще время на излете советской эпохи, когда верующие подпольно собирались на дому, чтобы вместе помолиться и почитать Новый Завет.

 — Тогда у тебя не было почти никаких возможностей не только вдумываться в Евангелие, а хотя бы даже раздобыть и прочитать его, — вспоминает отец Антоний. — Поэтому очень драгоценной становилась такая вот возможность делиться тем, что кто-то что-то прочитал, помолился, подумал и что-то понял в новозаветном тексте. И оказывалось, что практически всегда это отличается от того, что понял ты сам. И поэтому восприятие Евангелия, таким образом, становилось гораздо более объемным и гораздо более предметным. Приходило понимание, что твой опыт, с одной стороны, уникален, а с другой — не всеобъемлющ. Какие-то моменты, на которые показывает Господь в евангельских событиях, ты сам не видел, не понимал и, может, никогда бы в жизни не догадался, о чем здесь идет речь. Но другие люди, которые вместе с тобой об этом тексте размышляли, имели другой жизненный опыт, и когда они свои мысли озвучивали, знакомый отрывок вдруг расцвечивался совершенно новыми смыслами, и для тебя самого это становится очень большой драгоценностью. Так что в духовном смысле такие занятия — это в первую очередь возможность выйти за пределы своих интеллектуальных ограничений в отношениях с Богом.

И очень часто Господь говорит тебе через то, что Он открывает другим людям. Редко кто из нас слышит глас с небес. Как правило, по-другому Господь с нами общается. А вот услышать что-то очень важное для себя от человека, который что-то понял, — это тоже совершенно потрясающий опыт. Господь не зря сказал, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть там, где люди собраны вместе, чтобы думать о Боге, вместе молиться, Господь по Своему обетованию и по Своему великому смирению приходит к ним. Если мы только согласны впустить Его, если только мы согласны действительно быть вместе во имя Его.

Отец Антоний уверен, что по-настоящему жизнеспособными бывают Евангельские группы, которые созданы по инициативе мирян, а не священников. А духовенство участвует в них не в качестве экспертов или педагогов, а как рядовые члены, поскольку в таких группах важно равное положение всех собравшихся и отсутствие учительной позиции. Ведь в такой группе необходим диалог и готовность людей вместе вдумываться в Евангелие и вместе молиться. При этом должен быть хотя бы минимальный уровень доверия друг к другу, потому что без этого трудно высказывать свои мысли, задавать вопросы, и уж тем более трудно молиться вместе.

— По моему опыту, существенно важно на Евангельских встречах молиться, — замечает отец Антоний. — Потому что по-настоящему остается жить в душе лишь то, что ты обрел в молитве. Совместная молитва — вещь абсолютно громадного значения для общей жизни христиан. Хотя бывает, что кто-то только обсуждает Евангелие без молитвы, поскольку людям трудно вместе молиться, особенно первое время, если у них еще нет этого опыта. И тем более, если люди не так давно в Церкви, им трудно молиться своими словами вообще, а вместе с другими — и подавно. Но надо этому все равно учиться.

Учиться свидетельствовать о вере

Как же прокладывать путь по евангельскому тексту, чтобы вникнуть во все смыслы? Отец ­Антоний советует заранее (лучше дома) прочитать кусок, который будет обсуждаться. Когда все соберутся, снова его прочесть, уже вслух. И подумать над ним: что для меня сегодня самое важное в нем, какое слово мне говорит Господь, что бы я выделил, чего пока не понимаю, с чем мне трудно согласиться, — и в свою очередь сказать об этом несколько слов.

— Существует серьезная проблема: мы, как правило, совершенно не умеем свидетельствовать о своей вере и о своем опыте отношений со Христом. И этому надо учиться. Вот сегодня есть фрагмент Евангелия, и тебе надо подумать, что для тебя там главное, почему этот текст меня задевает или, наоборот, не задевает, что я буду менять в своей жизни в связи с этим текстом (тоже иногда бывает очень полезно задавать себе этот вопрос). Что я вижу, что я понимаю о Христе? Это может быть вообще самое важное вопрошание. И то единственное, ради чего имеет смысл собираться не только в Евангельских группах, но и вообще в Церкви, — чтобы узнать Христа. Важно тебе самому это понять и сформулировать, потому что твое свидетельство может быть нужным и важным для другого. Это вообще для кого-то может оказаться подарком от Бога. Понимаете? В следующий раз мы будем читать следующие 10–20 стихов. Так и двигаться, чтобы весь текст был хотя бы один раз обдуман тобою, чтоб ты увидел, чтобы действительно запомнил его смыслы, мог это узнавать.

— Но есть верующие, которые обходятся в своей жизни без Евангелия, — говорю я отцу Антонию.

— Ну какой же ты тогда христианин? Представьте, что вы влюблены. Девушка пишет вам письма, а вы их не читаете, только смотрите на ее фотографию с умным видом, иногда можете слезу пустить. И кто вы после этого? И что на самом деле происходит? Евангелие — это слово, через которое Бог с нами говорит. Это слово в муках, ценою крови донесено было до нас нашими предшественниками, теми, кто передавал из уст в уста Предание. Теми, кто записывал его на клочках папируса и прятал от римской полиции. Теми, кто его переводил, хранил, переписывал, пытался понять, объяснить и так далее. Церковь засвидетельствовала, что эта книга соответствует ее вере. Невозможно обойтись без Евангелия. Вспомните преподобного Серафима Саровского. Думаете, он просто так перечитывал каждую неделю Новый Завет и рекомендовал всем к нему приходящим делать то же самое? В сущности, христианину невозможно без этого жить, как и без полноценного участия в Евхаристии, когда ты не просто пришел, рот открыл, причастился и ушел, а когда ты понимаешь, что происходит во время Литургии. Что это Таинство благодарения и ты пришел благодарить за свою жизнь. Не может верующий обходиться без молитвы! Потому что без молитвы ничего не бывает. Отношения с Богом — это всегда диалог. Даже если в этом диалоге ты достиг таких высот, что уже можешь помолчать. И конечно же, христианство не бывает без любви к ближнему. Практической, выражающейся в конкретных вещах: ты кому-то помогаешь, кого-то прощаешь — и рядом с тобой жить становится легче, проще.

Говоря о возможном разнообразии Евангельских групп, священник подчеркивает, что в их практике существуют ограничения по количеству участников: не очень продуктивно, когда их меньше трех-четырех человек, и также сложно проводить занятия, когда слушателей больше пятнадцати, поскольку пока все выскажутся по очереди, пройдет много времени. Да и люди в таких больших группах уже с трудом понимают и слышат друг друга, поэтому разросшиеся группы лучше делить на части.

— Хотелось бы еще заметить, что Евангельская группа не обязана бесконечно собираться. У всего есть некоторый срок службы. Как святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» писал: «Не сомневайся, все имеет начало, должно иметь и конец». Вообще в жизни иногда важно задуматься: не пора ли что-то поменять? И вот не пора ли нам вообще перестать собираться или, например, встречаться теперь в другом составе? Не надо устанавливать какие-то вечные институции. Вечен только Христос и Его Церковь. А все остальное начинается, а потом кончается. Спокойнее к этому надо относиться.

Священное Писание как опора в жизни

Ректор библейского колледжа «Наследие», преподаватель Нового Завета Владимир Стрелов много лет занимается работой по совершенствованию Евангельских чтений, выпускает методические пособия по их организации, ездит по разным епархиям с мастер-классами по ведению таких групп. Рассказывая, как возник интерес к этому направлению катехизаторской деятельности, вспоминает годы своего воцерковления.

— Я тогда познакомился со священником Романом Зайцевым, который вел домашние встречи, где люди собирались и читали Священное Писание. С одной стороны, я почувствовал, что не один, что рядом со мной мои братья и сестры, а я по-настоящему в церковной общине, с другой — чтение Священного Писания стало тогда тем фундаментом, который на протяжении многих лет является основой моего стояния в вере, потому что, как у всякого человека, долго живущего в Церкви, и у меня тоже был период, когда казалось, что Бог меня не слышит. Но когда я читал Писание, я слышал Его живое слово. В этот период я ничего не мог расслышать и в словах духовника, а вот в Писании все равно что-то находил. И сейчас наряду с остальными составляющими христианской жизни — Литургией и личной молитвой — чтение Священного Писания является для меня ежедневной потребностью. В 2000 году отец Роман стал настоятелем и передал мне группу, которую вел сам. Но одно дело — когда ведет священник, и совсем другое — когда двадцатилетний парень, пусть он и учится где-то на богословском. Поначалу группа развалилась, а потом на Крутицком подворье, где тогда располагался штаб молодежного движения нашей Церкви, постепенно все как-то стало собираться. И через нашу группу на Крутицах с 2000 по 2008 год прошло уже больше ста человек. Потом я участвовал в разных собраниях по изучению Библии, был у Андрея Черняка и Ильи Яковлевича Грица, замечательного преподавателя и знатока Библии, ставшего моим учителем.

Спрашиваю у Владимира о том, что можно посоветовать человеку, который берется вести Евангельскую группу.

— В первую очередь нужно определиться с тем, что такое будет эта группа. Некоторые воспринимают ее как дублирование воскресной проповеди священника. И ждут, что придет кто-то, наделенный статусом, и будет авторитетно толковать Писание. Но тогда это будет лекция или семинар. Лучше, если Евангельские ­группы будут построены по принципу, о котором говорил Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений: «Я делал так — приходил и спрашивал: что вы думаете по этому отрывку?» Так развивается живое творческое отношение к слову Божию. Можно воспользоваться известным советом владыки Антония Сурожского (Блума), который предлагал после чтения отрывка из Евангелия помолчать и услышать, как этот текст в вас откликается. Потом можно начать делиться своими мыслями. И в таком случае роль ведущего скорее в том, чтобы поддерживать благоговейное отношение к чтению, собирать людей, напоминать о молитве.

Жизнь с Богом

— Конечно, — продолжает Владимир, — модератором встречи может быть и ведущий, который все делает сам, — и читает, и размышляет над текстом; но тогда он должен быть специалистом по апологетике, уметь найти ответы, которые бы удовлетворили людей, только-только приходящих в Церковь. Это тоже большой дар, когда человек может вести такие беседы. Но со временем люди взрослеют, им все же хочется самим заниматься прояснением текстов Священного Писания.

Владимир поясняет, что у ведущего Евангельских групп могут быть определенные трудности. К примеру, люди перестают ходить на встречи. И как в этом случае поступать?

— Нужно проанализировать, что я делаю не так, почему люди не приходят. Может быть, я думаю, что они все такие супермотивированные, а на самом деле им нужно просто позвонить, пригласить или создать общий чат и написать: друзья, мы вас ждем. Может быть, я просто такой невнимательный. Но в любом случае хорошо иметь знакомых, которые ведут такие же группы и которые могут тебя поддержать, сказав, что тоже сталкивались с этой ситуацией, когда люди не приходили, предпочтя нашим встречам какие-то другие дела, но все обязательно изменится, надо только набраться терпения и не бросать начатое дело.

Задача-максимум Евангельских встреч, по мнению Владимира Стрелова, — сделать так, чтобы люди, посещающие их, стали сознательными христианами.

— Без чтения Священного Писания у некоторых людей формируется не совсем правильное отношение к церковным таинствам, они могут воспринимать их как некоторую сделку с Богом. Вот я сейчас причащусь, а мне в ответ должно что-то хорошее в жизнь прийти. Таинства существуют не для этого, и чтение Писания помогает понять, что это не мы что-то делаем для Бога, а Он в ответ что-то делает для нас. Это скорее про то, что с Богом жизнь может быть наполненной, может быть другой. И вот, когда люди читают про первых христиан, как там все было устроено, им хочется, чтобы у них тоже была общинная жизнь и такая же взаимоподдержка, чтобы они могли вот так щедро и с любовью делиться всем, что у них есть, с теми, кто находится рядом, в том числе и с врагами. Но это невозможно, если ты постоянно не напоминаешь себе о таких вещах через чтение Священного Писания и не слышишь слова поддержки от других людей. Поэтому во многих группах, где читают Священное Писание, слушатели молятся друг за друга, а еще участвуют по возможности в жизни тех, кто пришел изучать Библию вместе с ними.

Информацию о том, как организовать Евангельскую группу, можно получить на сайте Экзегет.ру.

Здесь вы найдете:

  • советы и опыт ведущих с многолетним стажем;
  • отзывы священников и участников групп;
  • вопросы для обсуждения в группе;
  • методические указания в помощь начинающим;
  • каталог и карту действующих групп.

Библейский колледж «Наследие» проводит подготовку ведущих Евангельских групп, с информацией об этом можно ознакомиться сайте колледжа.

Елена Алексеева

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Главные события:
Вас может заинтересовать: